Государственный образовательный стандарт по Географии.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
·
освоение знаний
об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и
взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических
регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей
Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и
рациональном природопользовании;
·
овладение умениями ориентироваться на местности;
использовать один из «языков» международного общения – географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических
явлений и процессов;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических
наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний по географии ;
·
воспитание позитивного
ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей
местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
·
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности
личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям
проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических
задач.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении
и хозяйстве. Методы получения,
обработки, передачи и представления географической информации.
Географические модели : глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Земля как
планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические
открытия и путешествия. Форма, размеры,
движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.
Земная кора
и литосфера, их состав (основные
минералы и горные породы), строение и развитие. Изменение температуры горных
пород с изменением глубины. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна
Мирового океана, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных
процессов. Наблюдения за объектами
литосферы. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной
коры и рельефа. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила
обеспечения безопасности. Минеральные
ресурсы Земли, их виды и оценка. Сравнение особенностей жизни, быта и
хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие
хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические последствия.
Природные
памятники литосферы.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни
людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Наблюдения за объектами гидросферы.
Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Стихийные явления в гидросфере,
их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Влияние
хозяйственной деятельности человека на гидросферу. Природные памятники
гидросферы.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры
и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой. Чтение
климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Стихийные явления в атмосфере: их характеристика и правила обеспечения безопасности
людей. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Влияние
хозяйственной деятельности человека на атмосферу; сохранение качества воздушной
среды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных; изучение особенностей их распространения. Определение
взаимосвязей биосферы с другими геосферами.
Сравнение различных приспособлений живых организмов к среде обитания.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей
среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Сохранение
растительного и животного мира Земли.
Почвенный
покров. Почва как особое природное
образование. Условия образования почв. Определение типов почв. Выявление
взаимосвязей растительности и почв. Наблюдение
за изменением почвенного покрова. Характеристика использования и охраны
почв.
Географическая
оболочка Земли, ее составные части,
взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития.
Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по
географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных
природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую
оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая
человека среда.
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
Современный облик планеты Земля.
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями
планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности
природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности , система
поверхностных течений, органический мир.
Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его
расселения по материкам. Численность
населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Географические
различия в плотности населения. Материальная и духовная культура как
результат жизнедеятельности человека, его взаимодействие с окружающей средой.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Южной
Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии. Население материков. Природные
ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Сохранение
природы для поддержания благоприятной среды обитания человека.
Крупные природные, природно-хозяйственные
и историко-культурные регионы материков. Современная политическая карта.
Многообразие стран, их основные типы. Краткая географическая характеристика
стран различных типов. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и
культурного наследия человечества.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Особенности
географического положения России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство,
недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История
освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное
и политико-административное деление страны.
Природа
России. Природные условия и
ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического
строения и распространения крупных форм рельефа. Выявление зависимости между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных
ископаемых. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории
страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота на
территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
по территории страны. Зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и
почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению
плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный
и животный мир России. Особо охраняемые природные территории. Природные зоны:
арктические пустыни, тундра и лесотундра, леса, степи и лесостепи, пустыни и
полупустыни. Высотная поясность. Анализ физической карты и карт компонентов
природы.
Население
России. Человеческий потенциал
страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные
показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий.
Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав
населения страны. Народы и религии России. Использование
географических знаний для анализа территориальных
аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения,
городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших
городов в жизни страны. Анализ карт населения России.
Хозяйство
России. Особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие
территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал:
география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических
карт России.
Природно-хозяйственное
районирование России. Различия
территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и
Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал,
Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и
хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Россия в
современном мире. Место России среди
стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей
России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География
своей республики (края, области). Определение географического положения территории,
основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования.
Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.
Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами,
географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие
человечества и природы в прошлом и настоящем. Основные типы природопользования.
Экологические загрязнения и его источники. Экологические проблемы сельской местности.
Применение географических знаний для понимания геоэкологических проблем.
Соблюдение правил поведения человека в окружающей среде. Изучение мер защиты от
стихийных природных явлений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В
результате изучения географии ученик должен
знать
·
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения; выдающиеся географические открытия и путешествия;
·
географические следствия движений Земли, географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате
деятельности человека; географическую зональность и поясность;
·
разнообразие природы материков и океанов, народов Земли и их географию;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
·
специфику географического положения и административно-территориальное
устройство Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных
отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
·
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите от стихийных природных явлений;
уметь
·
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты
точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
·
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
·
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения;
демографической ситуации в России, размещения основных хозяйственных отраслей и
производств, тенденций их развития;
·
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;
крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
отраслей хозяйства, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
·
составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
определять географические координаты, направления и измерять расстояния
на местности, глобусе, плане и географической карте; проводить глазомерную
съемку участка местности; ориентироваться на местности; определять поясное время;
читать карты различного содержания;
·
учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить
наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их
последствия;
·
пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром,
гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и
почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров
природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления,
преобладающих направлений и силы ветра;
·
решать практические задачи геоэкологического содержания для определения
качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения;
·
обладать умениями и навыками рационального природопользования и
сохранения окружающей среды для жизни людей; иметь представления о различных
видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях и необходимых
мерах, предпринимаемых в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.